Святые жёны Руси. Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета.

Святые жены Руси.

Великая княгиня Елисавета, немка по рождению, оказалась в одном ряду с особо любимыми и почитаемыми святыми Земли Русской, прославленными за последние столетия: преподобными старцами Оптинскими, преподобным Серафимом Саровским, праведным Иоанном Крондштатским и блаженной Ксенией Петербургской. Что не случайно, поскольку именно Великую княгиню Елисавету Господь первой призвал указать русским людям путь к спасению через органическое соединение духовного служения Богу с деятельным служением ближнему во имя Христово.
Великая княгиня Елисавета родилась в семье великого герцога Гессен – Дармштадского Людовика IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Все, знавшие Елисавету с детства, отмечали её религиозность и любовь к ближнему. В 1876 году в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети, кроме Елисаветы. Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней заболела и умерла великая герцогиня Алиса.
В этот год закончилась для Елисаветы пора детства. Горе усилило её молитвы. Она поняла, что жизнь на земле – путь Креста.
На двадцатом году жизни принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора II. Принцесса Елизавета в юности дала обет девства (безбрачия). После откровенной беседы её с Сергеем Александровичем выяснилось, что он тайно дал обет девства. По взаимному согласию брак их был духовным, они жили как брат и сестра.
Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, строго соблюдал церковные каноны, посты, часто ходил на службы, ездил в монастыри — Великая княгиня везде следовала за мужем и простаивала долгие церковные службы. Здесь она испытывала удивительное чувство, так не похожее на то, что встречала в протестантской кирке. Она стала изучать книги духовного содержания, православный катехизис, толкование Писания, чтобы умом и сердцем постичь, какая же религия истинна.
В 1888 году император Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного на Святой Земле в память их матери императрицы Марии Александровны. Узнав о возможности посетить Святую Землю, Елисавета Федоровна восприняла это как Промысл Божий и молилась о том, чтобы у Гроба Господня Спаситель Сам открыл ей Свою волю.
Увидев храм Святой Марии Магдалины, построенный в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы, красоту и благодать, Великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено исполнится. После посещения Святой Земли Великая княгиня Елисавета твердо решила перейти в православие.
5 (18) февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом. С момента кончины супруга, Елисавета Федоровна не снимала траур, стала держать строгий пост, много молилась. Её спальня стала напоминать монашескую келию. Она собрала все свои драгоценности, часть отдала казне, часть – родственникам, а остальные решила употребить на постройку обители милосердия. На Большой Ордынке в Москве приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. 10 февраля 1909 года Великая княгиня собрала 17 сестер основанной ею обители, сама облачилась в монашеское одеяние.
Знаменательно посвящение созданной обители святым женам – мироносицам Марфе и Марии. Обитель должна была стать как бы домом святого Лазаря – друга Божия, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни и служение Марфы – служение Господу через ближнего своего. В основу Марфо – Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. Епископ Трифон (Туркестанов) посвятил в звание крестовых сестер обители во главе с великой княгиней Елисаветой Федоровной.
В Марфо – Мариинской обители Великая княгиня вела жизнь подвижницы. Спала на деревянной кровати без матраца, строго соблюдала посты, вкушая только растительную пищу. Утром вставала на молитву, после чего распределяла послушание сестрам, работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения и письма. Вечером – обход больных, заканчивающийся за полночь. Ночью она молилась в молельне или в церкви, её сон редко продолжался более трёх часов. В больнице Елисавета Федоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, находила слова утешения, стремилась облегчить страдания больных.
В качестве главного средства от недугов настоятельница всегда предлагала исповедь и причастие. Она говорила: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по – христиански перейти в вечность».
В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи.
Настоятельница Марфо – Мариинской обители считала, что главное все же не больница, а помощь бедным и нуждающимся. Она находила возможности для помощи духовенству – давала средства на нужды бедных сельских приходов. Одним из главных мест бедности, которому Великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Она старалась спасать детей Хитровки. Её не пугали нечистота, брань, потерявшие человеческий облик лица. Мальчиков, вырванных из Хитровки, она устраивала в общежития. Девочек – в закрытые учебные заведения или приюты, где следили за их здоровьем духовным и физическим. Елисавета Федоровна организовала дома призрения для сирот, инвалидов, тяжело больных, находила время для посещения их, постоянно поддерживала материально, привозила подарки.
Рассказывают такой случай:
Однажды Великая княгиня должна была приехать в приют для маленьких сирот. Все готовились достойно встретить свою благодетельницу.
– Говорите: «Здравствуйте, Ваше высочество!» — и целуйте ручки. – Не перепутайте! – наставляла начальница приюта своих маленьких воспитанниц – девочек от 5 до 7 лет. Те покорно кивали. Как только Елисавета Федоровна переступила порог дома призрения, девочки дружно и громко выговорили – Здравствуйте, Ваше высочество! — И целуйте ручки! – 20 детских рук выросли навстречу Великой княгине – у кого левая, у кого правая. Воспитательницы ужаснулись, что же будет. Высокая гостья замешкалась в растерянности. Но не долго. Улыбнулась ласково, подошла к каждой девочке и поцеловала ручки. Плакали при этом все – такое умиление и благоговение было на лицах и в сердцах.
Весной 1917 года к Елисавете Федоровне приехал шведский министр по поручению кайзера Вильгельма и предложил ей помощь в выезде за границу. Великая княгиня Елисавета ответила, что решила разделить судьбу страны, которой считает своей новой родиной и не может оставить сестер обители в это трудное время. Никогда не было за богослужением в обители столько народа, как перед октябрьским переворотом. Шли не только за тарелкой супа или медицинской помощью, сколько за утешением и советом «Великой матушки». Елисавета Федоровна всех выслушивала, укрепляла. Люди уходили от неё умиротворенные и ободренные.
Первое время, после октябрьского переворота Марфо – Мариинскую обитель не трогали. Спокойствие в обители было затишье перед бурей.
В апреле 1918 года на третий день Пасхи, Елисавету Федоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. С Великой княгиней поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Елизавету Федоровну и её спутниц отправили по железной дороге в Пермь. Последние месяцы своей жизни Великая княгиня провела в заключении в школе, на окраине г.Алапаевска, вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его секретарём – Ф.М. Ремезом, князьями императорской крови Иоанном Константиновичем, Константином Константиновичем, Игорем Константиновичем, а также князем В.П. Палей.
Глубокой ночью 5(18) июля 1918 года, Великую княгиню Елисавету Федоровну вместе с другими членами импеаторского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали Великую княгиню в черную яму, она произнесла молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34.) Затем чекисты стали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Её пели новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях от жажды, голода и ран. Пальцы правой руки Великой княгини и инокини Варваны оказались сложены для крестного знамения.
Спустя три месяца по распоряжению Колчака тела мучеников были извлеченные из шахты. В Свято – Троицком соборе г. Алапаевска была отслужена заупокойная литургия и отпевание, затем гробы перенесли в склеп, устроенный в южной стороне алтаря.
В июне 1919 года встал вопрос о вывозе останков Алапаевских мучеников. Настоятель Серафимо – Алексеевского скита игумен Серафим получил разрешение от адмирала Колчака на перевозку гробов. Вместе с отцом Серафимом в эвакуации останков приняли участие два послушника Серафимо – Алексеевского скита Максим Канунников и Серафим Гневашев. Погрузившись в товарный вагон скитники отправились из Алапаевска в сторону Сибири. Путешествие продлилось три недели, и невозможно представить себе, что пережили за это время о. Серафим и спутники, перевозившие свой страшный груз. Из щелей пяти гробов постоянно сочилась жидкость, распространявшая ужасный смрад. Жидкость же, вытекавшая из гроба Великой княгини, благоухала, и они бережно собирали её как святыню в бутылочки. Много позже о. Серафим рассказывал игумении Гефсиманской обители в Иерусалиме матушке Варваре, что во время всего пути Великая княгиня Елисавета Федоровна не раз являлась и направляла его.
В августе тела мучеников прибыли в Читу в Покровский женский монастырь. Когда гробы открыли, то тело Великой княгини Елизаветы не было подвергнуто тлению. Монахини переменили погребальные одежды на монашеское одеяние.
В феврале 1920 года тела убиенных страстотерпцев были отправлены в Китай. По дороге у границы Китая на поезд напала банда красных. Бандиты успели даже сбросить на железнодорожный путь гроб с телом князя Иоанна Константиновича. Даже мертвые царственные мученики не давали покоя красным изуверам. К счастью подоспевшие китайские солдаты помогли отбить банду кощунников.
В апреле 1920 года гробы с телами Алапаевских мучеников прибыли в Пекин, где были временно помещены в одном из склепов на кладбище духовной миссии.
По настоянию принцессы Виктории Батенбергской, сестры Великой княгини Елисаветы, в январе 1921 года останки новомучениц были перевезены игуменом Серафимом(Кузнецовым) в Иерусалим. Местом упокоения была избрана крипта русской церкви Святой Марии Магдалины в Гефсимании.
2 мая 1982 года в праздник святых Жен Мироносиц совершили торжественное перенесение мощей новомучениц из усыпальницы в самый храм Марии Магдалины.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу Елисавету и инокиню Варвару, установив им празднование в день кончины 5(18) июля.

Просмотры(35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *