Житие новомученика Александра Крылова.

Житие новомученика Александра Крылова  
(память 8 января)
Священник Александр Крылов родился 14 августа 1892г. в с.Ряхово Ковровского уезда Владимирской губернии. В три года Александр лишился матери. Отец его Иван Алексеевич женился еще раз. Мачеха Елисавета была доброй, ласковой и религиозной женщиной. Он ее любил, как родную мать. Она выучила мальчика молитвам. С ранних лет Саша чувствовал влечение к Богу. Несмотря на то, что отец запирал его в доме, он через форточку убегал в церковь молиться. Он хотел учиться на священника, но отец был против. Мачеха же поддержала Сашу – продала свое приданное для оплаты учебы сына в семинарии.
В 1907г. Александр окончил Владимирское духовное училище, затем – Владимирскую духовную семинарию. Служил псаломщиком и преподавал Закон Божий на разных приходах Владимирской губернии. С 1915г. он прислуживал в храме с.Смердово, Юрьевского уезда. Здесь он женился на дочери местного священника Василия Орлова- Екатерине. Вскоре, Александр был рукоположен во священника и стал служить в храме с.Смердово.
После революции начались гонения на Русскую Православную Церковь. Отцу Александру приходилось менять место службы на приходах Владимирской области. Особенно тяжелым был 1920 год.htmlimage В это время о. Александр с семьей жил в с.Ельтесуново Ставровского района Владимирской области. Лето было жарким. Возник пожар в одном из домов на окраине села. При сильном ветре и жаре огонь охватил треть строений. Местные пожарные не смогли потушить огонь. Ждали помощь из райцентра. Отец Александр вынес из церкви икону Божией Матери «Неопалимая купина» и с молитвами обошел вместе с причтом не подвергнувшиеся пожару дома. И вдруг огонь остановился, пожар стал затихать. Так была спасена от этого бедствия большая часть села.
Позже, в дом к батюшке, пришел человек с ампутированными руками, и, горько плача, признался в поджоге дома в селе, что потом он в нетрезвом виде долго лежал на снегу и обморозился. Особенно пострадали руки. О.Александр принял его по-христиански, отнесся к нему по-доброму, простил и исповедовал. Его матушка и ее сестра накормили несчастного.
В июле 1920г. скончался тесть о.Александра. Во время предсмертной болезни о.Василия, батюшка постоянно ухаживал за ним, в нужный момент переносил его на руках, заботился о нем, как родной сын, сам соборовал и отпевал его.
Отец Александр, кроме служения в храме, занимался хозяйством. Батюшка был мастером на все руки: садоводом, пчеловодом, пахал землю, убирал урожай зерновых, заготавливал сено. Отец Александр нежно любил свою матушку и детей. В это время в семье было пятеро детей. Батюшка учил детей молиться, водил в храм Божий. Все свои дела он совершал с молитвой и словом Божиим.
В то время, с целью давления на Церковь, местные власти на священников налагали непосильные налоги. С 1929г. репрессии коснулись и о.Александра. Первоначально районный Народный суд приговорил его за несвоевременную сдачу налога к штрафу. Осенью, того же года, в селе проходила кампания хлебозаготовки. Несмотря на то, что семье о.Александра самой не хватало хлеба, сельсовет предписал ему сдать огромное количество «излишков» ржи и овса. Семья, узнав о непосильном налоге и, лишившись уже коровы, начала плакать. Батюшка, взволнованный слезами обреченной на нищету семьи, 4 октября пришел в сельсовет и в присутствии нескольких человек сначала спросил председателя, в каком положении дело о рассмотрении его заявления об уменьшении налога. Получив ответ, что оно будет рассмотрено, он повышенным тоном сказал председателю: «Неужели вы не знаете, что у меня нет излишков, и с меня требуют не излишки, а налог, как со священника?» Имея в виду угрозу голодной смерти для своих пятерых малолетних детей в возрасте от 2 до 13 лет (а матушка его в это время ждала еще ребенка), он даже сказал: «Если хотите вешать– вешайте». Добровольно сдавать зерно о.Александр отказался. Он был арестован по обвинению в «агитации против сдачи хлебофуража в проводимой кампании хлебозаготовок». 9 октября его заключили во Владимирский окружной изолятор специального назначения. Матушка Екатерина, будучи в положении, пешком добиралась до Владимира, чтобы увидеться с о.Александром в тюрьме. После ареста батюшки она сдала зерно. На допросах о.Александр не признал себя виновным в агитации против сдачи хлебозаготовок. Он объяснял повышенный тон разговора в сельсовете своим взволнованным состоянием и говорил, что отказывался сдавать непосильный налог от своего лица, не имея целью побудить к такому отказу других. Было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось, что виновность о.Александра подтверждена показаниями целого ряда свидетелей. Он был приговорен к заключению сроком на 3 года и, зимой 1930г., отправлен в концлагерь (в Северные лагеря ОГПУ особого назначения (СЕВЛОН)), где работал землекопом, вероятно, на строительстве железной дороги Пинюг-Устъ-Сысольск. В лагере батюшка пользовался уважением, показал себя способным работником. Его даже поставили помощником прораба: он помогал делать математические расчеты на стройке. Начальство в лагере уговаривало батюшку отказаться от сана священника и по освобождении перейти на светскую работу. То же советовали ему братья и сестры, но он отказался. Даже в лагере о.Александр тайно исповедовал, отпевал усопших.
Отбыв полностью свой срок, о.Александр вернулся из заключения. Сильно постарел, хотя ему было всего 40 лет. На севере он заболел цингой, потерял часть зубов. В 1930г. у матушки Екатерины родились двойняшки. С ней остались ее сестра Анна и шесть человек детей. Господь не оставил семьи Своего верного свидетеля: ей помогали сестры, да и добрые люди не оставляли в беде. Большой дом священника в с.Ельтесуново о.Александру пришлось продать и семья переехала в дом на другом конце села.
Батюшку постоянно преследовали местные власти, угрожая снова посадить в тюрьму. Он искал новое место службы, ездил по епархиям. Так в 1935г., вместе с семьей, переехал в Горьковскую епархию — в с.Языково, где прожил полтора года. Затем они жили в с.Ильинское Вичугского района Ивановской области. Летом 1937г. батюшка с семьей переехал в с.Стрелки, того же района, где совмещал с церковной службой труд в местном колхозе.
В 1937-1938г.г., с особым ожесточением, проводились репрессии против «врагов народа». Отец Александр предчувствовал, что очередь дойдет и до него. Перед арестом он сказал матушке: «Катя, меня скоро заберут. Жаль детей». По доносу некоторых членов церковной общины 9.12.1937г. о.Александр был арестован Вичугским РО НКВД и заключен в Кинешемскую тюрьму. Матушка была в обмороке. Младшие дети плакали. Николай от горя бежал по снегу босиком за отъезжающим «черным вороном» и кричал: «Папа, не уезжай!» Батюшку обвинили в проведении «контрреволюционных нелегальных сборищ церковников…» Отец Александр признал себя виновным только в том, что переизбрал пассивный церковный совет в июне 1937г. без разрешения на то Вичугского райисполкома. Несмотря на то, что он признал себя виновным частично, достаточным изобличением вины по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР сочли показания свидетелей. 27.12.1937г. тройка УНКВД по Ивановской области постановила: «Крылова Александра Ивановича – расстрелять. Лично принадлежавшее ему имущество конфисковать».
8.01.1938г. протоиерей Александр Крылов принял мученическую кончину – был расстрелян в г.Иваново и захоронен на городском кладбище Балино.
В 1958г. и 1989г. о.Александр был реабилитирован. Сначала семья получила свидетельство о смерти, в котором говорилось, что «гр. Крылов А.И. умер 20 марта 1942 года в возрасте 50 лет от воспаления легких». И лишь в 1994г. его младший сын Николай Александрович узнал о расстреле отца.

 

Священномученик Александр Крылов был причислен Церковью к лику святых. К дню памяти нашего святого, доставлен его образ для молитвенного прославления и роздано всем богомольцам его житие.
Молодежным движение прихода установлена мемориальная табличка на стенах часовни в с.Ельтесуново, на месте, где служил священномученик.

Просмотры(562)