Святые жены Руси.

Русское благочестие веками питалось идеалами, воплощенными русскими святыми, от горения их духа возгорелось духовное пламя в сердцах многих русских людей. Поэтому и назвали Русь Святой. И не только назвали Русь поистине стала Святой, потому что высшей ценностью, целью, к которой устремлялась соборная душа народа, стала святость.
Святая Русь это прежде всего сонм святых, которых Бог прославил в Русской земле. Среди них есть равноапостольные, мученики, святители, преподобные, праведники, благоверные князья, Христа ради юродивые. Но из всех ликов святых наиболее близкой русскому народу стала святость преподобных. Об этом свидетельствует месяцеслов святых Русской Православной Церкви, в котором более двух третей преподобные. Именно на пути монашеском Русь даровала величайшие примеры святости. Святые Отцы называют монашество восьмым таинством Церкви Христовой таинством будущего века. Проходя свой путь в истории, Русь познавала тайну будущего века не разумом, а прежде всего сердцем, непрестанным молитвенным деланием, предстоянием пред Богом и неусыпными трудами.
Преподобные восстанавливают образ Божий в человеке в его целостности: в этих трудах должны участвовать и мужская и женская половина человечества. Так и среди святых жен русских большая часть святых инокинь.
Прославляет святых Господь, а не человек, и на примере святых жен Руси мы видим подтверждение тому. Прославление их совершалось после явных знамений, чудесных исцелений, открытий нетленных мощей, подтверждающих их святость.
Жизнь русских праведниц запечатлена была в житийных сказаниях, тем более драгоценны для нас исторические свидетельства о них. Соединенные вместе, эти свидетельства открывают духовному взору удивительную лествицу восхождения святых жен Руси.
Священное Писание подчеркивает высочайшее назначение женщины. В Книге Бытия повествуется, что сразу после грехопадения прародителей Бог дал откровение тайны спасения человека от греха и смерти: «Семя жены сотрет главу змия». (Быт. 3.15). Во многих книгах Библии женские образы раскрываются как выражение путей души и как ступени лестницы, возводящей человека к Богу. Это особенно подчеркивал святой апостол Павел, говорящий, что Сара и Агарь не только конкретные исторические личности, по и символы двух заветов: «один от горы Синайской, рождающей в рабство, который есть Агарь» (Гал 4.24), и второй (Сара) «вышний Иерусалим», который рождает свободу. События Священного Писания суть «образы для нас» (1 Кор. 10.6). Так восходящий ряд ветхозаветных женских образов отмечает путь человека ко спасению.
Как и в ветхозаветных образах святости, ключом к пониманию духовной миссии каждой из святых жен Руси является ее имя. Совершая монашеский постриг, святые жены сознательно принимали новое имя, чтобы исполнить новое свое призвание, связанное с этим именем. «По имени да будет житие твое», эти слова, обращаемые к новопостриженному, замечательно соответствуют судьбе и подвигу святых жен Руси.

Путь женской святости в истории Русской Православной Церкви озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа. Этот путь становится воплощением служения, которое лежало в основе сотворения жены как «помощницы соответственного ему (мужу)» (Быт. 2. 18) Святые жены стали помощницами своим мужьям, братьям, сыновьям, подражая Пресвятой Богородице.

Почти все канонизированные жены Руси княгини. На них с первых веков христианства в Русской земле промысел Божий возложил особый подвиг явить своим сестрам образцы христианской женственности, стоять «светильником горящим и светящим» (Ип. 5.35), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (Мф. 5.15).
Завет древнерусских благоверных княгинь был принят и исполнен на Руси бесчисленный сонм праведных инокинь и мирянок возрастила Русская земля. Явились новые формы подвижничества: подвиг проповеди слова Божия, деятельное участие в борьбе с врагами земли Русской, основание школ, монастырей, странноприимных домов, благотворение, странничество и, как венец всего старчество.
заключение
Сейчас, когда страсти междоусобицы вновь особенно накалились, все христиане должны усердно призывать заступничество тех святых, которые в свое время пережили нечто похожее и силой молитвы, силой своей веры сыграли немаловажную роль в историческом становлении и единстве нашей родины. Среди целого сонма таких святых находится и равноапостольная Ольга. Она может молиться и за нашу страну, которая ей небезразлична и сейчас, и она может молиться за каждого человека, который ее об этом попросит, особенно если это касается неверия и непонимания близкими людьми.
Святая равноапостольная Ольга, моли Бога о нас!

Житие святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги.

Утверждению христианства на Руси при святом равноапостольном великом князе Киевском Владимире предшествовало княжение великой княгини Ольги, которую в древности называли корнем правоверия. В период ее правления на Руси успешно насаждались семена веры Христовой.
Она родилась в языческой семье Ей были присущи уже в юности глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли такой богатый плод семена христианской веры.
Преподобный Нестор-летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг— Христа».
В 955 году княгиня отправилась в Константинополь, где была с почетом принята императором Константином VII Багрянородным и Патриархом Феофилактом. По свидетельству летописи, вскоре она приняла святое Крещение с именем Елена— в честь святой равноапостольной царицы Елены. Восприемником ее стал сам император Константин. Святая Ольга вернулась в Киев, взяв с собой святой крест, иконы, Богослужебные книги. Здесь началось ее апостольское служение. Она привела ко Христу и святому Крещению многих киевлян, предпринимала попытки повлиять на сына, убежденного язычника, малодушно боявшегося осуждения дружины. Но князь Святослав остался глух к призывам матери. Не принуждая сына, святая Ольга молилась со смирением о нем. С проповедью святой веры святая княгиня отправилась на север. По пути она сокрушала идолов и на местах языческих капищ устанавливала каменные кресты, от которых для вразумления язычников происходили многочисленные чудотворения.
В конце жизни блаженная Ольга претерпела много скорбей. Святая княгиня, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди. 11 июля 969 года святая Ольга преставилась ко Господу, завещав не устраивать по себе тризны, а совершить погребение по-христиански.
Через 19 лет внук святой княгини Ольги святой равноапостольный великий князь Владимир принял Крещение. Он построил в Киеве каменный храм в честь Пресвятой Богородицы, куда были перенесены нетленные мощи святой равноапостольной Ольги. По вере христиане сподоблялись видеть светозарные мощи святой княгини и получать от них исцеления. Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу христианства на Руси, обращаясь к ней словами преподобного Нестора: «радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения».

Просмотры(6)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *